Профессия – НОС

«Выходя из помещения нужно оставлять после себя не шлейф духов, а шлейф хороших дел», — считает главный парфюмер «VioricaCosmetic» Людмила Гуцул.

«Сделай такие духи, чтобы все умерли от зависти», — попросила однажды Коко Шанель русского парфюмера-эмигранта Эрнеста Бо. И он создал знаменитые Шанель №5. Наша сегодняшняя гостья создаёт ароматы не из зависти, а для восхищения, очарования и наслаждения. В гостях у АиФ-М главный парфюмер парфюмерно-косметической фабрики «Viorica-Cosmetic» Людмила Гуцул.

Из химиков – в парфюмеры

— Людмила Митрофановна, как вы пришли в столь редкую и необычайно очаровательную профессию – парфюмер?

— В 1979 году я окончила химический факультет МолдГУ, и мечтала работать по профессии. А в 80-е годы началось строительство новой грандиозной косметической фабрики «Viorica», и я решила попробовать заняться чем-то новым. Благо, на момент моего тестирования, главным парфюмером был назначена специалист с  рижского завода «Dzintars» Валентина Юрьевна Рябко. Она научила многому меня и моих коллег, а самое главное, сумела привить любовь к этой редчайшей профессии. Надо сказать, что карьера парфюмера начиналась со слезами на глазах. Ведь это кропотливый труд – надо запоминать формулы всех запахов, их названия, уметь правильно сочетать ароматы и составляющие.

— Кроме химических знаний, какими ещё навыками должен обладать парфюмер?

— Нужна безграничная фантазия, ведь различать запахи могут все, а вот чётко описать могут единицы. Важно ассоциативное мышление, вы же не просто описываете запах, вы его сравниваете с чем-то, что уже когда-то ощущали. И вот тут не обойтись без хорошей памяти, усидчивости и терпения, как в любой профессии.

— Поведайте нашим читателям, как происходит этот уникальный процесс создания запаха?

— Всё начинается с идеи. Она приходит либо мне, либо работникам из отдела маркетинга, которые постоянно мониторят рынок, исследуют мнения людей. Идея обсуждается на Дегустационном совете, обрисовывается концепт запаха и начинается сам процесс приготовления. Всё что для этого нужно – весы, тетрадь для рецепта, маленькая баночка, где смешиваются уже имеющиеся ароматы и хорошее настроение.

— И это всё?!

— Это только начало. На протяжении создания запаха, его формула может меняться, мы постоянно нюхаем образцы, что-то привносим, что-то убираем. Кроме того, образец не должен помутнеть, не должно быть осадка. После того, как мы выдержали определённое время, образец замораживают и фильтруют. Далее, на Дегустационном совете решается, запускать парфюм на производство или нет. Если решение утвердительное, его отправляют в химлабораторию, потом в Институт превентивной медицины, и если он прошёл все испытания —  запускают в производство.

Сирень пахнет спиртом, а сено — клевером

—  Неужели создание уникального запаха состоит только из сухих формул? А как же творчество, полёт фантазии?

Благодаря новым технологиям, всё делается проще и быстрее. Появился научный способ расшифровки запаха – «хайт спэйс». Благодаря ему, мы точно знаем из каких химических элементов состоит запах. Вот, например, все любят запах сена. Но никто даже не догадывается, что главный компонент в этом запахе – кумарин. Это аромат клевера. Или запах цветущей сирени – в его основе  фенилэтиловый спирт. Имея в наличии подобные компоненты (базы), мы просто добавляем что-то ещё – в этом и состоит творчество, чтобы из уже существующих миллионов ароматов, создать что-то новое. Кроме творчества нужно уметь найти замену какому-то запаху. Каждый год IFRA (Международная ассоциация ароматов) обновляет списки ароматов, которые разрешено использовать. Недавно, они запретили использовать вещество амбра, так как это продукт жизнедеятельности кашалота, образующийся в его желудке. А поскольку этот аромат является сильным фиксатором запаха, пришлось срочно подбирать замену.

— Вы упомянули и фиксаторах. Это они определяют стойкость аромата?

Именно. Чем больше фиксаторов в духах – тем стойче запах. В качестве фиксаторов чаще всего используют альдегид – это тяжёлый запах, напоминающий запах мокрой тряпки, которую гладят раскалённым утюгом. Кстати, именно этот запах лежит в основе знаменитых духов Шанель №5. Так же, в качестве фиксатора используют сильные ароматические вещества, такие как амбра, мускус, смолы, бальзамы, специи.

— Как правильно выбирать и хранить духи?

— Помните, что любые духи состоят из трёх частей – головы (чаще всего это этиловый спирт), сердца (базовые ноты) и хвоста (шлейф аромата).  Поэтому аромат хороших духов не обрушивается внезапно, а постепенно развивается, создавая «симфонию» из нескольких составляющих. Первое впечатление о запахе обманчиво, и  на каждом человеке запах будет проявляться по-разному. Чтобы духи по-настоящему раскрылись на теле, нужно около получаса. Если вы выбираете шипровый, вечерний запах – ограничьтесь 4-5 пробниками. В противном случае ваш нос перестанет различать запахи вообще. В перерывах между дегустацией духов, лучше не нюхать кофейные зёрна, а выйти на свежий воздух и чего-нибудь попить, так как слизистая утомляется от постоянного пронюхивания ароматов. Хранить духи лучше в тёмном, чистом, сухом месте, так как парфюмерия боится света, тепла и влажности. Важно, чтобы духи были герметично закрыты, иначе их аромат будет испаряться.

Тайна смертельного сна

— Правда ли, что формула духов – тайна?

— Конечно, рецепты хранятся в надёжном месте, и никто не имеет права их разглашать.

Неужели даже своим домочадцам не рассказываете над чем трудитесь?

— Нет, о чём угодно, только не о работе. Я вообще в обычной жизни очень осторожно отношусь к запахам, считаю, что, выходя из помещения нужно оставлять после себя не шлейф духов, а шлейф хороших дел. Сама парфюмерией пользуюсь ограниченно, но подругам и знакомым советы даю постоянно.

— Не могу не спросить ваше мнение по поводу нашумевшего пару лет назад фильма «Парфюмер». Существует ли этот совершенный запах, и может ли человек на ходу определять и составлять ароматы?

— Фильм мне очень понравился, но всё что там показано – выдумка. Единственный момент, показанный правдиво – это метод «анфлеража», или как его еще называют «смертельный сон» — извлечение аромата из лепестков цветов с помощью жира. На 1кг животного жира накладывают примерно 3 кг лепестков цветов. Жир вытягивает эфирные масла, и цветок, отдавая запах, умирает. Процесс этот длительный и дорогостоящий, однако, полученный таким методом образец жасмина, например, или туберозы превосходит по своей изысканности любой другой продукт парфюмерного искусства. Вообще, запахов вокруг нас огромное количество, важно лишь научиться пользоваться ими так, чтобы доставлять удовольствие не только себе, но и другим.

Запись опубликована в рубрике Uncategorized. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 отзыва на “Профессия – НОС

  1. я мечтаю работать дегустатором кондитерских изделий) хотя парфюмер — тоже прикольная работа. только простужаться нельзя

Ответить на mihalskaya Отменить ответ